Информация об условиях питания и охраны здоровья обучающихся
Нормативные документы
В ст. 37
Закона об образовании внесены поправки об обеспечении учащихся
начальной школы не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием,
предусматривающим наличие горячего блюда (не считая горячего напитка) за счет
бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также за счет иных
источников финансирования, установленных законом.Федеральным законом от 1
марта 2020 г. № 47-ФЗ внесены изменения сразу в два закона – в
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Закон об образовании) и в Федеральный закон от 2 января 2000 г. №
29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» (далее – Закон о качестве продуктов).
В Закон о
качестве пищевых продуктов внесены изменения, закрепляющие положения в
сфере качества и безопасности пищевой продукции. Устанавливаются требования к
достоверности предоставляемой юрлицами и ИП информации о качестве и
безопасности продуктов питания, о ее соответствии нормативам. Обновлен понятийный
аппарат: уточняются понятия качества пищевой продукции, ее характеристик,
включающих определения безопасности, потребительских свойств, энергетической и
пищевой ценности, аутентичности и др. Введено понятие «здоровое питание», его
принципов, в том числе особенностей питания отдельных групп населения
(например, пациентов лечебных организаций, лиц пожилого возраста, лиц с
ограниченными возможностями, детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, работников с вредными или опасными условиями труда).
Школьная столовая
«Только живая
свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать
истину». Пифагор
График работы столовой МБОУ «ЧСШ №1»
Классы |
Время |
1АБ,2АБ, 3АБ, 4АБ |
09.30 |
5АБ, 6АБ,7АБ |
10-30 |
8АБ, 9АБ, 10,11 |
11-30 |
Категории детей, имеющих право на бесплатное двухразовое
питание и питание для обучающихся на льготных условиях
1-4 классы (обед) с 11.09.2023 г. за счёт средств бюджета в
размере не менее 95,00 рублей на одного ребёнка в учебный день;
1-4 классы (обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья) с 11.09.2023 г. за счёт средств бюджета в размере не менее 70,00
рублей на одного ребёнка в учебный день;
5-11 классы (обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья) с 11.09.2023 г. за счёт средств бюджета в размере не менее 110,00
рублей на одного ребёнка в учебный день;
5-11 классы (детям из семей граждан, участвующих в СВО) за
счёт средств бюджета не менее 90,00 рублей на одного ребёнка в учебный день;
5-11 классы (детям из семей, имеющих среднедушевой доход
ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Хакасия) за счёт
средств бюджета не менее 90,00 рублей на одного ребёнка в учебный день.
- Распоряжение
ГорОО от 14.02.2023 г. № 83 «О предоставлении школьного питания
обучающимся 5-11 классов на 2023 год»
- Распоряжение
ГорОО от 11.09.2023 г. № 478 «О внесении изменений в распоряжение ГорОО г.
Саяногорска от 14.02.2023 г. № 83»
- Распоряжение
ГорОО от 11.09.2023 г. № 477 «О внесении изменений в распоряжение ГорОО г.
Саяногорска от 16.01.2023 № 09 «О выполнении Соглашения»
- Памятки
для родителей по организации здорового питания школьников
- Анкетирование
по вопросу организации школьного питания “Питание глазами родителей”
- Приказ
о родительском контроле в МБОУ «ЧСШ №1»
- Положение
о родительском контроле в МБОУ «ЧСШ №1»
- Акты
родительского контроля МБОУ «ЧСШ №1»
К составлению полноценного рациона школьника требуется
глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных
программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек,
приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и
растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана
со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не
менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть
горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр,
кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора
также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не
картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук,
морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее
одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или
овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак —
ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что
хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак
наиболее ценен для школьника.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в
утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия,
каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из
фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные
формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше
распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые
напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление
свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность
школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для
удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю
приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в
необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые
находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального
пищеварения.
Белки — это основной материал, который
используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров
и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими
другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка,
или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг
веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные
физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в
увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет.
и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности
белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей
школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского
организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все
остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как
обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей
школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что
100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин
— рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо,
рыба и яйца.
Пища – единственный источник, с которым
ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная
деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества
употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер
ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное
питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким
образом облегчает для него процесс обучения.
Обеспечение рационального питания школьника –
одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период,
охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами
роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена
веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы
связаны с окончательным созреванием и формирование человека.
К особенностям этого возрастного периода относится также
значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации,
усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками
(факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо
полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в
белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно
изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В
школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты,
богатые белками, минеральными солями и витаминами.
Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного
количества белка.
Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего
количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При
дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного
мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается
успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты,
богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа.
Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог,
йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя
не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь
переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты –
основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует
отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение.
Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается
непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные
вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных
микробов. Например, применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит к
снижению заболеваемости дисбактериозом.
Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30%
больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.
Овощи – необходимый источник витаминов и
микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом
надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно
употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды
способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что
впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.
Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром
организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать
достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих
энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное,
мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество
овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных,
овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или
рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему
ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо
отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк,
кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют
образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга
– витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат
вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята,
хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина,
сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты,
грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва
репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.
Принципы сбалансированного питания
- если
ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде
образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
- в
пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа
становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за
счет потери белка мышц;
- совсем
без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих
витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25%
от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и
сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных
маслах — полезные;
- процесс
приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах
максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить
или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.
Рыба и морепродукты — это здоровая пища.
Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах
рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые
сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.
Овощи — это продление жизни.
В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль
в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш
пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в
овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых
содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к
животному белку.
Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат
большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел,
фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия,
микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму
для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны.
В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья,
заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни)
содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы.
Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых
обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится
большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца.
Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании
лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены
во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя
гнилостные процессы, выводят токсические вещества.
Полноценное и правильно организованное питание —
необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание
наших детей.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
- Ребенок
должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка
должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В
течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований
разных продуктов питания.
- Каждый
день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты:
мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд
продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты,
сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в
течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
- Ребенок
должен питаться не менее 4 раз в день.
Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома). - Следует
употреблять йодированную соль.
- В
межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать
витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей
соответствующего возраста.
- Для
обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить
ежедневный прием отвара шиповника.
- Прием
пищи должен проходить в спокойной обстановке.
- Если
у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно
получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача,
так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с
учетом степени отклонения физического развития от нормы.
- Рацион
питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с
учетом объема физической нагрузки.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из
белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах,
фруктах, злаках, орехах.
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
- Когда
нет чувства голода.
- При
сильной усталости.
- При
болезни.
- При
отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
- Перед
началом тяжёлой физической работы.
- При
перегреве и сильном ознобе.
- Когда
торопитесь.
- Нельзя
никакую пищу запивать.
- Нельзя
есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и
начинается процесс брожения.
Рекомендации:
- В
питании всё должно быть в меру;
- Пища
должна быть разнообразной;
- Еда
должна быть тёплой;
- Тщательно
пережёвывать пищу;
- Есть
овощи и фрукты;
- Есть
3—4 раза в день;
- Не
есть перед сном;
- Не
есть копчёного, жареного и острого;
- Не
есть всухомятку;
- Меньше
есть сладостей;
- Не
перекусывать чипсами, сухариками и т. п.
Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки
грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.
А также…
Умеренность.
Четырехразовый приём пищи.
Разнообразие.
Биологическая полноценность.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!