Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда
С 1 сентября 2020 года в России планировалось
начать эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды»
(ЦОС) в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник
вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной
основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. ЦОС — это
всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную
образовательную среду. Федеральный
проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного
образования и позволит эффективно использовать современные технологии в
процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь
не идет — отказываться от нее не планируется.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая
информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса
— учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные
образовательные ресурсы.
- Технологические
средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное
информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему
педагогических технологий.
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в
России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более
поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от
07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной
среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31
декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального
проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения
РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную
электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое
качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные
цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч
детей.

В рамках ЦОС также
будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб»
(см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от
17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным
общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления
содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность
ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится
качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать
квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для
совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах? Вопреки
распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах
— это не переход на дистанционное обучение и не отказ от
личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в
первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не
подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной
классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных
обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей
страны перечень материальных и технических условий, которым должна
соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и
педагогам следующие преимущества:
- доступ
к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с
для сельских);
- доступ
к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно
будет улучшить знания по предметам;
- возможность
дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным
причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность
ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы,
расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность
получать информацию о процессе обучения на различных государственных
платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение
доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация
процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами
— предполагается, что специальные программы будут самостоятельно
анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по
сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения
наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они
получат доступ к передовым образовательным стандартам и
технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы
жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и
всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству
необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными
технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже
со школы.
Однако при цифровизации образования общество может
столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе
внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные
проблемы и предполагаемые пути их решения.
Зачастую в
обществе высказываются опасения, что с введением «Цифровой образовательной
среды» живое общение учителей и учеников заменят онлайн-уроками. Однако на
самом деле речь идет не об отказе от традиционных школьных занятий, а о
расширении возможностей обучения.
Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной
среды»
Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение
«Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России:
- края:
Алтайский и Пермский;
- области:
Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская,
Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и
Челябинская;
- Ямало-Ненецкий
автономный округ.
Однако в
Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня
регионов нет. Возможно, этот список появится позже.
Основными целями эксперимента являются:
- Создание
и запуск платформы ЦОС и тестирование ее функционала. Для достижения
этой цели во время экспериментального периода будет необходимо:
- автоматизировать
образовательный процесс и сделать его более унифицированным;
- усовершенствовать
независимую диагностику качества образования;
- организовать
процесс обучения с использованием дистанционных технологий и электронного
обучения;
- отработать
технологию обработки большого количества информации.
- Оснащение
образовательных учреждений необходимыми техническими средствами:
быстрым интернетом, компьютерами, программным обеспечением, системами
контроля, камерами видеонаблюдения и так далее.
- Интеграция
ЦОС и портала «Госуслуг». Планируется, что в течение года после начала
эксперимента на «Госуслугах» появится вкладка «Мое образование». Через
этот сервис родители и ученики в режиме одного окна смогут пользоваться
образовательными ресурсами.
- Создание
и запуск региональных информационных ресурсов, с помощью которых можно
будет обеспечить электронный документооборот, учет достижений учеников,
планирование финансово-хозяйственной деятельности школы и многое другое.
Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения
во всех школах России «Цифровой образовательной среды».
Дистанционный режим работы стал вынужденной
неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в
российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения
онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов
в действующих законах.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Главные цифры проекта (к 2024 году): внедрение
целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение
современных цифровых технологий в образовательные программы 25%
общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как
минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах
Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50
Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее
136 тысяч детей.
Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей
Основной целью федерального проекта «Цифровая
образовательная среда» является создание к 2024 году современной и
безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и
доступность образования всех видов и уровней.
Особое внимание уделено созданию Центра цифровой
трансформации образования, на базе которого будет осуществляться
организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная
деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности
образования всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд
субъектов Российской Федерации.
Результаты федерального проекта:
- 100
% образовательных организаций будут обеспечены стабильным и быстрым
Интернет-соединением.
- Внедрена
целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит создать
профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и
административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать
индивидуальные учебные планы, в том числе с правом зачета результатов
прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий,
автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие
процессы; проводить процедуры оценки качества образования.
- Обеспечена
оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчетности
образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое
формирование.
- Создана
сеть из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» с годовым
охватом не менее 136 тыс. детей.
- Создана
интеграционная платформы непрерывного образования и набора сервисов,
обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных
программ и организаций.
- Разработана
и реализована во всех субъектах Российской Федерации программа
профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, по
внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели
цифровой образовательной среды.
- Во
всех образовательных организациях внедрены механизмы обеспечения оценки
качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на
онлайн-курсах независимо от места их нахождения, в том числе на основе
применения биометрических данных.
материалы с сайта
Минпросвещения России
Республика Хакасия. Региональный проект «Цифровая
образовательная среда»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Правительства Республики Хакасия от
03.07.2019 № 89-п «О реализации мероприятия по внедрению целевой модели
цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и
профессиональных образовательных организациях в Республике Хакасия»
Региональный
проект » Цифровая образовательная среда»
Региональный проект » Цифровая образовательная среда»
направлен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и
уровней.
Результаты реализации настоящего регионального
проекта окажут существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных
организаций, а также обеспечит создание условий для глобальной
конкурентоспособности российского образования, обеспечения высокого качества
обучения, направленных на улучшение качества жизни в каждом регионе.
Нормативные документы: