Функциональная грамотность
05.02.2025
Функциональная грамотность.
Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году
применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей
неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы
успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и
считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки
чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,
ИКТ — грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская
грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить,
работать в команде, общаться, креативность. Приобрести все эти навыки
(грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность,
способность адаптироваться, лидерские качества.
Виды функциональной грамотности.
- Читательская
грамотность
- Математическая
грамотность
- Естественнонаучная
грамотность
- Финансовая
грамотность
- Глобальные
компетенции
- Креативное
мышление
Читательская грамотность – это способность к
чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических
задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной
грамотности.
Математическая грамотность — это
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание
финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и
уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей,
направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового
знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность
смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения,
чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и
представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и
эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения
на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Материалы для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219
«Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в
ОО на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся |
|
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября
2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся» |
просмотр |
Письмо> Министерства просвещения России от
26.01.2021 N ТВ-94/04″Об электронном банке тренировочных заданий по
оценке функциональной грамотности |
|
Список литературы по формированию функциональной
грамотности |
|
Оценка функциональной грамотности (презентация) |
просмотр |
Результаты PISA в 2018 (презентация) |
просмотр |
Совершенствование российского образования (по
результатам международных исследований качества общего образования
PIRLS, TIMSS и PISA) |
просмотр |
Примеры открытых заданий PISA (по читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по
совместному решению задач) |
просмотр |
Образовательная
платформа «Просвещение» |
просмотр |
Тест «Цифровые компетенции педагога» |
просмотр |
Материалы Института стратегии развития образования РАО |
просмотр |
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования
(презентация) |
просмотр |
Банк заданий по функциональной грамотности |
просмотр |
Методы и приемы оценивания читательской грамотности
(презентация) |
просмотр |